Обязательную маркировку отдельных групп консервации и регистрацию товаров в системе «Честный знак» запустили еще в 2024 году. В 2025 году список расширился. С 1 декабря 2024 года маркировка стала обязательной для изделий из рыбы и морепродуктов, а с 1 марта 2025 года — для мясных, овощных, фруктово-ягодных и грибных консервов.
В постановлении Правительства РФ № 677 перечислены все правила маркировки, а также указаны признаки товаров, подлежащих регистрации в системе «Честный знак». Несмотря на это, процедура имеет массу нюансов, а у производителей возникают вопросы. Кроме того, сами маркеры и изображения Data Matrix должны отвечать требованиям долговечности и устойчивости к внешним факторам, поэтому для их нанесения необходимо специальное оборудование.
Зачем маркировать консервы?
Эта группа товаров востребована среди потребителей, поскольку относится к бюджетной и продаётся уже готовой к употреблению. При этом исходные продукты для консервов многократно перерабатываются, и определить состав можно только лабораторно. Этим пользуются недобросовестные производители, заменяя качественное сырье на более дешёвое, а иногда — опасное. Так, летом 2024 года 10 человек заразились ботулизмом после употребления в пищу консервированной фасоли.
Оперативный запуск маркировки консервов направлен на сокращение контрафакта и борьбу с ростом нелегального товарооборота. Это позволит честным производителям избавиться от ценовой конкуренции с недобросовестными участниками рынка.
Какие товары подлежат обязательной маркировке?
К консервам относят герметично запакованный продукт, имеющий длительный срок хранения, подвергающийся пастеризации до помещения в потребительскую упаковку.
Сюда относится продукция:
- из рыбы и морепродуктов;
- из чистого мяса и смеси его с овощами;
- из фруктов и ягод, включая варенье, компоты, фрукты в сиропе;
- овощная консервация (огурцы, томаты, ассорти, кукуруза, горошек и прочее);
- консервы на основе молока (сгущёнка, сливки и другое).
Также обязательной маркировке подлежат готовые блюда, расфасованные в герметичную тару. Это супы, каши, голубцы, рагу и подобное.
Не маркируются консервы, предназначенные для экспорта за пределы стран ЕАЭС, использующиеся в качестве рекламных образцов (не для продажи), питание для детей до года, продукты массой менее 30 г, товары, данные о покупке которых составляют государственную тайну. Консервированная продукция, которая будет продаваться на развес, не отвечает требованию герметичности упаковки, значит, тоже не маркируется. Также наносить маркировку не нужно на компоты, изготовленные без добавления фруктов и ягод (порошковые).
Маркировка Data Matrix представляет собой двухмерный код, который содержит информацию о продукте и наносится на клеящийся стикер либо непосредственно на тару:
- пауч, стик, флоу-пак;
- металлическую или стеклянную банку;
- ПЭТ-бутылки;
- ламистер.
При этом содержимое упаковки должно отвечать ранее описанным требованиям.
Правильная маркировка: какая она?
Правильная маркировка важна с точки зрения информативности, долговечности и удобства для потребителя.
Главную роль здесь играют:
- Материал стикера с кодом Data Matrix. Он должен быть устойчив к воздействию влаги, света, температурам и механическим повреждениям.
- Хорошие характеристики адгезива. Клей, используемый для фиксации стикера, должен сохранять прочность в любых условиях.
- Стойкие чернила (независимо от того, наносят их на стикер или непосредственно на тару). Они должны быть невосприимчивы к влаге, агрессивным жидкостям, УФ-лучам, чтобы надписи и графические элементы не тускнели и не исчезали со временем.
- Data Matrix-код должен иметь размер не менее чем 10 × 10 мм, печататься в определённой цветовой гамме, чтобы покупатель мог легко считать его смартфоном и получить нужные данные о товаре. Оптимальными считаются сочетания чёрный на белом, чёрный на жёлтом, белый на чёрном. Также важно избегать перекрывания основной информации дополнительными элементами дизайна.
Чем маркировать консервированную продукцию?
Для нанесения кодов Data Matrix нужно специальное оборудование — маркираторы. Их существует множество моделей от небольших ручных до встраиваемых в производственную линию. Различаются устройства и технологией работы. Они могут быть термоструйные, каплеструйные, лазерные.
Компания «Индатэк» под собственной торговой маркой RUSMARK выпускает маркираторы с функцией нанесения Data Matrix. Это:
- КПМ-1500 (интегрируемый) для крупных партий;
- FLMM-D01 (лазерный) для стеклянной тары;
- InkJet CIJ L-009NET (мелкосимвольный) и другие модели.
Маркировка консервов важна в обеспечении безопасности, прозрачности и конкурентоспособности на рынке продовольствия. Она позволяет отслеживать происхождение товаров, выявлять поддельные, защищая потребителей от некачественных или опасных продуктов. Это способствует укреплению доверия к бренду и увеличению продаж.
Честные производители получают возможность конкурировать на равных условиях, поскольку маркировка делает невозможной продажу контрафактной продукции по заниженным ценам. Кроме того, маркировка упрощает учёт продукции на складах и в магазинах, а также облегчает процессы транспортировки и распределения.
Купить маркираторы для нанесения Data Matrix вы можете в нашем интернет-магазине. Специалисты отдела продаж проконсультируют и подберут для вас оборудование, учитывая специфику вашей деятельности и объёмы производства. Информацию можно получить на сайте магазина через форму обратной связи или по бесплатному телефону 8 800 333-08-79.
